Обучение на протяжении всей жизни-
на пути к реализации целей программы ЮНЕСКО "Образование для всех"
и решений пятой международной конференции по образованию взрослых КОНФИНТЕА V
 
     
  Софийская конференция по образованию взрослых  
   
  Призыв к действию  


9 ноября 2002 г.

Преамбула

Двести делегатов из Европы, Северной Америки и Центральной Азии приняли участие в конференции "Обучение на протяжении всей жизни - на пути к реализации целей программы ЮНЕСКО "Образование для всех" и решений пятой международной конференции по образованию взрослых КОНФИНТЕА V", которая прошла в Софии, Болгария, 6-9 ноября 2002 г. Участники конференции представляли министерства и ведомства, парламенты, правительственные и межведомственные учреждения, неправительственные организации, научное сообщество и практиков, работающих в сфере образования взрослых. Конференция прошла под эгидой Министерства образования и науки Республики Болгария, ЮНЕСКО, Института образования ЮНЕСКО, Генерального директората по образованию и культуре Европейской комиссии, Европейской ассоциации образования взрослых и Института по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации образования взрослых (IIZ/DVV).

Конференция выразила свою поддержку Дакарской программе действий "Образование для всех" (EFA), решениям КОНФИНТЕА V (пятой международной конференции по образованию взрослых, Гамбург, 1997 г.), положениям "Отчета по реализации целей КОНФИНТЕА V" и образовательным стратегиям и программе "Обучение на протяжении всей жизни" Европейской комиссии. Участники особо отметили актуальность таких положений программы "Обучение на протяжении всей жизни" Европейской комиссии, как пропаганда гендерного равенства, межкультурное обучение, борьба с расизмом и ксенофобией, преодоление социального неравенства и вовлечение в образовательные программы пожилых участников и инвалидов.

 

Призыв к действию

Призыв к действию Софийской конференции принят с тем, чтобы выразить признание той огромной работе, которая была проведена в рамках программ "Образование для всех", КОНФИНТЕА V и "Обучение на протяжении всей жизни", и подчеркнуть необходимость дальнейшей реализации задач, поставленных в этих программах. Признавая достижения, которые были сделаны по программам "Образование для всех" и "Обучение на протяжении всей жизни" в отношении учащихся школьного возраста, мы, тем не менее, отмечаем, что во многих странах образовательным потребностям взрослых не уделяется должного внимания. Мы убеждены, что доступ к грамотности и обучению является неотъемлемым правом человека, которое должно быть гарантировано всем, вне зависимости от их возраста. Мы опасаемся, что программа EFA - Education for All ("Образование для всех") может превратиться в программу Except for Adults ("Исключая взрослых"). Мы считаем, что нельзя игнорировать образовательные потребности взрослых в развивающихся государствах, потому что общий подъем образовательного уровня родителей является ведущим фактором как повышения образовательного уровня молодежи, так и достижения общих целей социально-экономического развития.

Проблемы, выделяемые конференцией

1. Отсутствует связь между образовательными программами, разработанными в рамках различных ведомств и организаций, занимающихся образованием взрослых.

2. Во многих странах образование взрослых не является приоритетным направлением при реализации программы "Образование для всех".

3. Несмотря на то, что программа "Обучение на протяжении всей жизни" особо подчеркивает задачи в области образования взрослых, во многих странах ЕС этому разделу программы уделяется недостаточно внимания.

4. Программа КОНФИНТЕА V призывает к координации действий всех заинтересованных организаций на международном и национальном уровне, однако, многим странам, принявшим Гамбургские решения, следует приложить больше усилий для скоординированного участия всех групп в реализации этих решений.

5.Во многих странах отсутствуют национальная политика, рамки и структуры, требуемые для поддержки образования взрослых, то есть нет законодательства, необходимой финансовой помощи, институциональных рамок и структур, эффективной системы управления, критериев качества и других условий для осуществления эффективного партнерства и лоббирования в этой сфере.

6. Участники конференции отмечают, что неформальное (без выдачи сертификатов) и информальное (самостоятельное) образование не имеют такого же статуса, как формальное образование взрослых. В большинстве стран приоритетом в распределении ресурсов пользуется образование в целях занятости в ущерб гражданскому образованию и развитию личности.

7. Софийская конференция может служить хорошим примером соблюдения гендерного баланса, в то же самое время во многих странах отсутствует контроль гендерного равенства и баланса в программах образования взрослых и в их реализации на практике.

8. Конференция выражает озабоченность тем, что нередко понятие базового образования взрослых трактуется узко, что выражается на практике в сокращении финансовой поддержки таких направлений, как культурное образование, обучение здоровому образу жизни, демократическое обучение и образование для устойчивого развития.

9. Участники конференции отмечают, что не всегда в теории и практике образования взрослых присутствуют такие базовые принципы, как ведущая роль учащегося в образовании и активное вовлечение учащихся на всех этапах учебного процесса.

10. Конференция также выражает озабоченность слишком медленным прогрессом в реализации такой цели, как признание и аккредитация неформального и информального (внеформального) образования.

11. Некоторые из участников отмечают проблемы, которые у них возникли при сборе информации по реализации в их странах различных задач программ "Образование для всех", КОНФИНТЕА V и "Обучение на протяжении всей жизни", в связи с чем конференция отмечает необходимость подготовки регулярных и полных отчетов по достижению намеченных целей.

12. На международном уровне недостаточно возможностей для обмена результатами научных исследований, методологическими разработками, программами, моделями, рамочными положениями и успешным опытом образования взрослых.

 

Призыв к действию - рекомендации

Призыв к действию Софийской конференции обращен "ко всем заинтересованным лицам", то есть к тем, кто обладаем мандатом и властью для принятия решений по перечисленным ниже рекомендациям. Такую ключевую роль в разработке и/или реализации программ образования взрослых играют ЮНЕСКО, Европейская комиссия, Европейский парламент, Совет министров северных стран, Совет Европы, ОЕСР, местные, региональные и национальные органы представительской и исполнительной власти, социальные партнеры и неправительственные организации.

1. Мы рекомендуем ЮНЕСКО и Европейской комиссии приложить больше усилий в координации целей по программам "Образование для всех", КОНФИНТЕА V и "Обучение на протяжении всей жизни". Мы считаем, что при реализации этих программ следует ясно выделить задачи в сфере образования взрослых, имеющиеся в каждой из этих инициатив, с тем, чтобы обеспечить их успешное достижение.

2. Мы призываем к большему равенству образовательных программ формального, неформального и информального (внеформального) образования. Для повсеместного удовлетворения разных образовательных потребностей взрослых должно развиваться сотрудничество между государственными учреждениями, неправительственными организациями и социальными партнерами.

3. В тех странах, где еще не достигнуты задачи в области образования взрослых, должно быть увеличено финансирование программ формального, неформального и информального (внеформального) образования.

4. Органы власти всех уровней должны сделать образование взрослых заметным и неотъемлемым элементом их политики и практики в сфере непрерывного образования. Те органы власти, которые в соответствии с конституциональным устройством того или иного государства отвечают за образование, должны включить в число приоритетных задач создание местных, региональных и национальных рамок и структур, необходимых для развития, координации, управления качеством, контроля и финансирования образования взрослых.

5. Мы рекомендуем, чтобы в дополнение к навыкам чтения, письма, счета и компьютерной грамотности, программы базового образования включали умения и навыки, помогающие человеку успешно участвовать в социальной, культурной, политической и экономической жизни общества. Следует выделить больше ресурсов для поддержки гражданского образования взрослых и программ развития личности.

6. В методике образования взрослых приоритетными должны быть принципы ведущей роли учащегося в образовании и его активного вовлечения на всех стадиях учебного процесса - от планирования до контроля.

7. Требуется создать всесторонние системы сбора статистической информации по образованию взрослых на местном, региональном и национальном уровне. Эти данные должны быть использованы для разработки критериев, анализа потребностей, планирования, контроля, отчетности и оценки прогресса, а также для сравнительных международных анализов. Статистика в области занятости должна иметь отдельный раздел по занятости в сфере образования взрослых в государственном, коммерческом, неправительственном секторах и в сфере самозанятости.

8. Мы считаем необходимыми регулярные отчеты по достижению поставленных целей. Это касается как программы "Образование для всех", так и КОНФИНТЕА V. Для этого мы рекомендуем ввести ежегодные национальные отчеты по этим программам, которые будут предоставляться ЮНЕСКО и всем заинтересованным группам.

9. Задача подготовки таких ежегодных отчетов должна быть особо подчеркнута в промежуточном отчете по КОНФИНТЕА V + VI (отчет между пятой и шестой международными конференциями по образованию взрослых, который будет подготовлен в 2003 г.). Кроме того, неправительственные организации под эгидой Международного совета по образованию взрослых (ICAE) готовят свой, так называемый "теневой" отчет по реализации задач КОНФИНТЕА V, который называется "Право учиться всю жизнь". Этот отчет должен стать важной составляющей промежуточного отчета 2003 года.

10. Следует разработать критерии и показатели, а также соответствующие процедуры контроля и отчетности, чтобы эти ежегодные отчеты были полными и всесторонними. Ведущую роль в разработке этих инструментов должен играть Институт образования ЮНЕСКО в Гамбурге.

11. Должны развиваться и использоваться количественные и качественные инструменты для оценки соблюдения гендерного равенства и баланса в программах образования взрослых и в их реализации на практике.

12. Должны быть разработаны всесторонние системы признания и сертификации формального, неформального и информального (внеформального) образования взрослых, ключевым компонентом которых должна стать система аккредитации и оценки предыдущего опыта и знаний человека.

13. Следует расширить международное сотрудничество и возможности межкультурного образования для обогащения концепции и практики образования взрослых и для достижения мира и согласия, особенно, в регионах Средиземноморья, Балканского полуострова и на Кавказе.

14. Принимая во внимание выводы отчета "На пути к достижению наших общих задач" 2002 г. по программе "Образование для всех" и учитывая то, что многие из стран-участников Софийской конференции являются донорами по отношению к развивающимся странам, мы рекомендуем разработать инициативу партнерства Европа-Африка в рамках программы "Образование для всех". Те африканские страны, которые при нынешнем прогрессе не смогут достичь поставленной в программе задачи снижения неграмотности среди взрослых в два раза к 2015 г., должны в рамках этой инициативы получить дополнительное финансирование так, чтобы эта цель была все-таки достигнута. Эта инициатива должна стать составной частью Десятилетия грамотности среди взрослых ООН 2003-2012 г.

 
     
Публикация: ОБЩЕСТВО "ЗНАНИЕ" РОССИИ, 2002  



Hosted by uCoz
Назад Главная Вперед